Казимир Северинович Малевич

Казимир Северинович Малевич

Казимир Малевич — биография

Казимир Малевич – легендарный живописец, создававший картины в жанре супрематизм. Не многие знают, что этот живописный жанр был разработан самим художником. Даже далекие от искусства люди знают о Казимире Малевиче, создателе легендарного «Черного квадрата». Однако в творчестве живописца имеется великое множество других известных шедевров.

Детство и юность

Известный художник родился в Киеве. Согласно одним источникам, он родился в 1878 году. Однако по другим данным, наш герой родился на год позже. Отец будущего великого живописца проходил службу на заводе, на котором производили сахар. Мануфактура располагалась вдалеке от большого города, поэтому юный Казимир провел свое детство в живописных украинских деревнях. Красивые пейзажи и деревенский быт нашли отражение в творчестве художника и даже подарили ему вдохновение для первых картин. Позже Малевич рассказывал о своем детстве. По словам художника, на плантациях все работы проводили крестьяне разных возрастов. В это время мальчик любовался красивыми видами и разглядывал крестьян.

Мать будущего великого художника избрала традиционную для тех времен роль домохозяйки. Женщина воспитывала четырнадцать детей, среди которых наш герой был старшим. В семействе говорили преимущественно на польском языке, но будущий художник и его братья с сестрами прекрасно говорили и на русском и украинском языках. Хотя в будущем Казимир называл себя поляком, в анкетах он подписывался как «украинец».

Однажды отец взял будущего художника на ярмарку. Здесь мальчуган впервые увидел картины, это настолько поразило нашего героя, что он решил связать с живописью свою дальнейшую жизнь. На выставке молодой живописец увидел изображение девочки, которая чистила картошку. Столь незатейливый сюжет накрепко засел в уме парня, и он решил попробовать нарисовать что-то подобное. В итоге на день рождения мама преподнесла ему самый лучший подарок – краски.

После возвращения домой Казимир начинает рисовать, что не совсем понравилось отцу семейства. Отец видел в сыне продолжателя семейного дела, поэтому отдал Казимира в аграрное училище.

Неожиданную поддержку оказала юноше мама, которая поддерживала в нем тягу к живописи. Позже парень все же поступил в художественную школу, но проучился он всего лишь год.

Начало карьеры

Свою первую картину молодой художник написал в возрасте шестнадцати лет. Она называлась «Лунная ночь». На полотне была изображена одинокая лодка, залитая белым лунным светом. Интересно, что на первую же работу нашего героя вскоре нашелся свой покупатель. Картина была продана за 5 рублей. Сегодня участь первого творения Малевича остается неизвестной – картину так и не нашли.

В 1896 году семейство переезжает в Курск. Казимир идет работать чертежником, но все свободное время отдавал живописи. Рисование было отдушиной, в которой живописец отдыхал от скучных чертежей и рутинной работы. Он даже создал коллектив творческих единомышленников, которые разделяли его взгляды. В это время наш герой ощущал нехватку академических знаний, поэтому решил перебраться в столицу. О своем решении Малевич рассказывал позже. По его словам, деньги он мог заработать только в Москве, где обитали самые известные живописцы, а природа была всюду. Молодой художник собрал небольшую сумму, которой должно было хватить на учебный год в столице. Когда деньги кончатся, Казимир планировал приехать обратно в Курск.

Через два года после обоснования семейства в Курске художник создает первую выставку своих работ. Об этом позже Казимир напишет в мемуарах, но каких-либо данных о первой выставке мастера не сохранилось. Вскоре он женился, но семейная жизнь быстро наскучила ему. На творческого человека единовременно навалилось все – рабочая рутина, не очень удачный брак и скучная жизнь в маленьком провинциальном городке. Молодой художник решает бросить все и отправиться вслед за мечтой.

В 1905 году молодой человек подал документы в столичное художественное училище. Однако его не приняли – провалил вступительные экзамены. Позже ему дважды пришлось наведываться в столичное училище, но оба раза его не принимали в студенты.

К семье наш герой так и не вернулся. Он снял за 7 рублей маленькую комнатушку, где помимо него жило около тридцати человек. Деньги и правда кончились очень быстро – спустя полгода живописец вернулся домой.

Новая попытка покорить столицу произошла в 1906 году, когда Казимир постарался во второй раз поступить в московское училище. На этот раз в столицу переехала супруга нашего героя, а также дети. Квартиру сняла для живописца его мать.

К 1907 году Казимир окончательно селится в Москве. Он начинает ходить в местную художественную школу, где постигает азы живописи, изучает историю искусств. В течение трех лет наш герой жадно учился, а к 1910 году он принял участие в выставке художественного авангардного общества. Представители сообщества «Бубновый валет» отрицали классическую живопись, им претили реалистические традиции. В рамках этой организации Казимир смог познакомиться с известными деятелями искусства. Вступление в «живописный авангардный клуб» стало еще одним шагом к творческим экспериментам.

В самом начале художественной биографии наш герой пытался отыскать собственный стиль. Сначала живописец пробовал подражать стилистике других направлений. Первоначально его интересовала иконопись, именно в этом жанре он будет создавать свои первые произведения. Несколько картин живописец написал на религиозную тематику.

Изначально Казимир пытался писать в импрессионистическом жанре, но потом отошел от этой традиции. Следующий эксперимент в творческой биографии художника относился к жанру авангард. Но и тут молодой живописец не был удовлетворен результатами своей работы.

Затем будущий мастер кисти взял за основу тему, которая интересовала его с детства – крестьянство. Молодой художник писал крестьянский быт, старался передать красоту жизни обычных городских рабочих. Крестьянству посвящен целый цикл работ Казимира, которые можно разделить на несколько периодов. Самый первый период – жизнь крестьян в деревне. К нему относятся полотна «Косарь», «Жница» и другие. Силуэты крестьян искажены, линии очень четкие, но простые. Свои следующие работы художник пишет в модном в то время жанре кубофутуризм. Второй период «крестьянского» творчества живописца можно назвать «трудовым». Сам художник утверждал, что он решил создать серию картин, на которых бы изображались крестьяне за работой. Следующий период – «пригородный», в рамках которого Малевич изображал дачников и представителей рабочих профессий. В завершающем периоде этой серии художник пишет картины, используя сюжеты из жизни городских жителей – служащих, горничных, полотеров и лакеев.

В 1911-м году картины художника выставлялись в рамках объединения творческих людей «Московский салон». Спустя год Казимир поехал в Мюнхен, чтобы презентовать свои работы вместе с картинами других художников. В это время наш герой вступает в творческую группу под названием «Ослиный хвост». Представители «хвоста» открыли общественности творчество знаменитого живописца Нико Пиросмани.

Казимир дружил с представителями футуризма от литературы. Знаковой считается его дружба с Алексеем Крученых, а также с литератором Велимиром Хлебниковым. Художник выступал иллюстратором для работ своих друзей и даже подготовил костюмы и декорации к опере авторства Крученых.

Супрематизм

Спустя несколько лет живописца принимают в ряды петербургского объединения молодых людей, интересующихся авангардизмом. Организация носила название «Союз молодежи». В то время у Малевича почти не было денег, иногда он не мог позволить себе даже обычный холст. Но живописец придумал выход – вместо холщового полотна он использовал мебель. Наш герой нашел интересное применение обычной этажерке. На полках он нарисовал сразу три картины. В «мебельных» шедеврах мастера «Станция без остановки», а также «Туалетная шкатулка» прослеживаются идеи кубофутуризма. Еще одна «мебельная» картина («Корова и скрипка») становится символом протеста против традиционного искусства. На картине мастер изобразил несочетаемое – корову как символ обыденного и мирского, а также скрипку – символ искусства и красоты. Особое внимание он уделил цветовым сочетаниям, придал линиям четкости и указал на взаимоотношение главных «героев» полотна – коровы и скрипки.

Вскоре начинающего художника попросили выступить декоратором. Казимир начинает заниматься оформлением оперы, которая получила название «Победа над солнцем». Живописец тщательно подбирал декорации и костюмы, продумывал нюансы освещения. Эта работа стала ключевой для творчества самого Малевича. Декорации представляли собой нагромождение геометрических фигур с очень четкими линиями. Постановка имела большой успех и даже ставилась в театрах в течение двух лет. Мастер утверждал, что при работе ему на ум пришли сюжеты новых картин. Также Казимир начинает понимать, какими должны быть его картины и что он хочет выразить в них. Именно в то время в воображении живописца зреет замысел создания «Черного квадрата». Фигуру будущего шедевра мастер увидел на одном из задников декораций.

В 1915 году состоялась выставка под названием «Трамвай В». Это событие стало ключевым в жизни художника, который выставил в рамках мероприятия сразу 16 полотен. Большая часть картин нашего героя была создана в кубофутуристических традициях. Однако в одной из картин, в «Композиции с Моной Лизой», уже прослеживались особенности нового жанра. Зрители могли увидеть глубокий светлый фон, геометрические фигуры разных цветов и особое расположение их по отношению друг к другу.

Сразу после выставки наш герой начинает работать над картинами для следующего мероприятия. Он начинает развивать собственную стилистику – использует цветные громоздкие фигуры на светлом фоне. Когда были продуманы стилистические приемы, Казимир задумался о названии собственного стиля. В этом вопросе неоценимую помощь оказал Велимир Хлебников. Приятели решили, что новый стиль должен называться супрематизмом, что переводилось как «превосходство». Малевич видел в новом жанре своеобразное освобождение творчества. По замыслу живописца цвет должен играть доминирующую роль над остальными аспектами искусства. Творчество наделяется в его работах такой же силой, как и природа.

Разработка нового жанра позволила мастеру привлечь к себе внимание общественности. Казимир долгое время размышлял над особенностями супрематизма. Подробные разъяснения мастер дал в брошюре под названием «От кубизма к супрематизму». Художник утверждал, что осуществляется переход к совершенно новому реализму в живописном искусстве. Новое направление он назвал беспредметным творчеством. Он считал, что главное в творчестве – цвет, который преобладает над другими аспектами изобразительного искусства. По мнению живописца, мастер должен ориентироваться на собственные художественные задумки. Главными в новом направлении были следующие геометрические фигуры – крест, квадрат и круг. В дальнейшем Малевич будет ориентироваться в собственном творчестве именно на эти принципы.

Художник начинает работать над новыми картинами, которые должны были предстать перед зрителями на следующей футуристической выставке. На мероприятии он также готовился представить брошюру, из которой зрители могли узнать основные идеи нового стиля. В рамках выставки зрители увидели картины мастера – «Автопортрет в двух измерениях», «Дама» и другие. Но настоящий фурор произвела картина «Черный квадрат». Зрители не могли понять, что хотел выразить автор, каковы его посылы. Но картина соответствовала главному критерию художественного мастерства – вызывала эмоции, чувство сопереживания. Позже это полотно будет переименовано в «Черный квадрат».

Представители мира искусства, а также простые обыватели странно реагировали на работы нашего героя. Интересно, что позиции художника вызвали негативную реакцию. К примеру, мастеру запретили считать свое направление одним из течений футуризма.

Александр Бенуа, знаменитый художник того времени, очень красноречиво выразился по поводу творчества нашего героя. По его словам, черный квадрат в белой рамке – это не просто шуточное изображение или какой-то вызов.

Художник говорил, что черный квадрат представляет собой символ самоутверждения негативного начала в человека. За этим началом кроется гордыня, заносчивость, отрицание любви и нежности.

Бенуа утверждал, что именно через этот символ человечество придет к своей гибели. Сам Александр был сторонником традиционализма в искусстве и терпеть не мог новомодных стилистик.

В музее в Амстердаме до сих пор хранится полотно под названием «Супрематизм. Автопортрет в двух измерениях», который мастер написал в 1915 году. Здесь использовано мало красок, но альтер эго живописца передается при помощи красноречивой четкой геометрии. Сложный характер художника передается при помощи четких и лаконичных линий. Сочетания красного и желтого немного сглаживают картину и показывают положительные черты нашего героя. Миниатюрное колечко в центре композиции «повествует» о скрытном нраве художника, о обособленности и слабой коммуникации с людьми.

Традиции супрематизма, которые ввел Малевич, оказали большое влияние на отечественных художников. Продолжатели и последователи творческого пути Казимира вошли в кружок, который основал сам художник. Группа получила название «Супремус».

В то время о Малевиче уже узнают не только представители живописных кругов, но и широкая общественность. Смелое искусство находит отклик и у революционно настроенных граждан. В 1917 году художнику предложили возглавить Художественную секцию от совета солдатских депутатов. Затем он возглавляет творческий кружок под названием «Бубновый валет», а затем и становится участником комиссии по охране предметов искусства. Новая власть любила живописца и считала его творчество одним из символов нового порядка. В стране «гремела» революция, а Малевич сам был немного революционером, только в области искусства.

В 1918 году Казимир селится в Петрограде, где занимается созданием декораций для постановок великого режиссера Всеволода Мейерхольда. Пьеса под названием «Мистерия-Буфф» была создана по мотивам произведения Владимира Маяковского. На этот год выпадает увлечение живописца новым направлением, так называемым «белым супрематизмом». Наиболее ярким примером этого периода в биографии живописца специалисты называют картину «Белое на белом». Иногда это полотно называют по-другому – «Белый квадрат».

Спустя год мастер возвращается в Москву, где его назначают начальником общества по изучению супрематизма. В 1919 году разразилась гражданская война и живописец спешно едет в Витебск, где начинает руководить мастерской при местном художественном училище. Интересно, что возглавлял это заведение великий Марк Шагал. Ученики нашего героя стали почетными членами кружка «УНОВИС». Малевич сам основал объединение, участники которого должны были работать над созданием совершенно нового искусства.

В этот период своей жизни художник занимался не только живописью, но и писал философские работы. Когда авангард «вышел в тираж» и перестал пользоваться популярностью в стране Советов, супрематизм переходит не только в сферу искусства. Это направление плавно «перетекает» в сферу дизайна и архитектуры.

В 1922 году мастер выпустил философский труд, в котором рассуждал о влиянии супрематизма и о величии этого живописного течения. Вскоре художник опять переезжает в Петроград, на сей раз компанию ему составили многочисленные ученики.

Творчество нашего героя получает огласку в других странах. Особым успехом картины Малевича пользовались в Берлине. В Германии живописец представил серию работ в Первой русской выставке картин.

В 1923 году мужчина возглавил Музей художественной культуры. Вместе со своими учениками он продолжает исследовать супрематизм как жанр. Спустя год он занимает пост директора института художественной культуры. Однако вуз скоро закрыли из-за публикации критической статьи под названием «Монастырь на госснабжении». Сборники готовых работ Казимира не печатают, а новая власть отворачивается от революционера в живописи.

Малевич начинает подвергаться гонениям, которые усиливаются к 1927 году. Это связано с путешествием художника в Берлин. Хотя в Германии ему предоставили целый зал под картины, мастеру пришлось срочно вернуться на родину – пришел официальный запрос из страны Советов.

Художник понимал, что ничего не сможет сделать с новой властью. Он в срочном порядке пишет завещание, в котором просил оставить собственные картины своим друзьям – семье фон Ризен, а также архитектору Гуго Херингу.

Когда началась война бесследно пропали пятнадцать картин нашего героя, остальные полотна помещены в музее Амстердама. Полотно «Утро после вьюги в деревне» мастер продал еще в Германии.

Зарубежная слава живописца возросла, но возросло и недовольство властей. Политики не смогли простить Казимиру признание вне родины. Художника арестовали в качестве международного шпиона. Иностранная пресса взбунтовалась – последовали прошения об освобождении живописца и Малевича выпускают после двух месяцев заключения.

Хотя художнику пришлось претерпеть множество лишений и страхов, это его не сломило. Мастер начинает создавать новые картины, на сей раз в качестве критики утвердившейся в России власти. Крестьяне на полотнах живописца предстают без лиц, они словно манекены на фоне красивых пейзажей. Именно такой художник видел жизнь обычных людей, живущих в деревнях.

Между тем недовольство властей только возрастало. Новую выставку работ нашего героя подвергают жесткой критике. Малевича обвиняли в антисоветских настроениях и снова арестовали. Но через несколько месяцев художника опять освободили.

Тюремное заключение дало мастеру новые темы для размышлений, он создает второй «крестьянский» цикл. Это становится началом «постсупрематизма», в рамках которого художник изображал на полотнах плоские торсы. Самым ярким примером этого направления можно назвать полотно «На жатву (Марфа и Ванька)».

В 1931 году мужчина работал над росписью Балтийского дома, а спустя год возглавляет отделение Русского музея. Потом мастера приглашают на выставку художников СССР, для которой живописец создал последнюю, четвертую вариацию «Черного квадрата». Позже это полотно займет почетное место в Эрмитаже.

Последние три года своей жизни художник писал реалистические портреты. Его последней работой стало полотно «Соцгород», которое так и не было закончено.

Главной особенностью творчества Малевича считается мастерское наложение красок, в результате чего изображенное становится «выпуклым», объемным. К примеру, чтобы получить красный цвет, живописец накладывал красный поверх черного фона. Благодаря этому приему зритель видел объемную картинку, темноту и глубину красного цвета. Эта особенность творческого почерка мастера очень помогла исследователям – зная об излюбленном приеме Малевича они без труда распознают подделки и оригиналы картин.

Личная жизнь

Первый брак художник заключил вскоре после переезда семейства в Курск. Там он встретил юную дочь местного пекаря. Первую супругу мастера звали Казимирой. Пара женится. Тогда молодому человеку было только двадцать лет. Вскоре у супругов рождается первый сын, которого назвали Анатолием. Но мальчику не суждено было долго прожить, в пятнадцатилетнем возрасте он умирает от тифа. Вторую дочь назвали Галиной.

После поездки мастера в Москву семейная жизнь начинает рушиться. Жена не понимала, насколько для ее супруга важна живопись и считала это занятие простым баловством. Однако женщина вскоре уехала в Москву вслед за мужем и даже устроилась в местную больницу фельдшером. Вскоре женщина нашла новую любовь, бросила детей и уехала. Художник остался с маленькими детьми на руках.

Однако спустя некоторое время личная жизнь мужчины начинает налаживаться. Он познакомился с бывшей коллегой жены, с Софьей. Именно Софье бывшая супруга Малевича оставила детей. Вскоре Казимир и Софья влюбляются друг в друга и женятся. В новом браке у художника родилась дочь, которую назвали Уной.

Второй брак был гораздо счастливее, ведь супруга полностью поддерживала своего талантливого мужа. Софья «взвалила» на себя быт, пока муж изучал премудрости супрематистского направления. Женщина также обеспечивала семью, но идиллия продолжалась недолго. Софья умерла, а маленькая Уна осталась на руках безутешного отца.

Спустя два года мужчина женился в третий раз. Его новая супруга Наталья была младше живописца на 23 года.

Болезнь и смерть

В 1933 году художник заболел. Диагноз поразил всех – рак. Болезнь быстро развивалась и спустя два года мастер не мог даже подняться с кровати. Последние годы жизни художника были наполнены лишениями – не было денег, ведь он не получал пенсию, а недуг доставлял страшные мучения. Вскоре мужчина умер.

Предрекая скорую смерть, мастер решил спроектировать собственный гроб. Он создает проект гроба в виде креста, в котором тело должно было покоиться с раскинутыми руками. Это символизировало открытость небу.

Ученики исполнили последнее желание своего учителя и создали такой гроб. Мужчину одели необычно – обрядили в белую рубаху, красные туфли и черные штаны. Так Малевич использовал собственное тело в качестве последней своей картины.

Картины

Предыдущая
БиографииОлег Андреевич Анофриев
Следующая
БиографииВладимир Александрович Березин
Помогли? Поставьте оценку, пожалуйста.
Плохо
0
Хорошо
0
Супер
0
Спринт-Олимпик.ру
Мы в ВК, подпишись на нас!

Подпишись на нашу группу в ВКонтакте, чтобы быть в курсе выхода нового материала...

Вступить
×