Иоганн Штраус II сын

Иоганн Штраус II сын

Иоганн Штраус — биография

Иоганн Штраус – известный австрийский дирижер и композитор, мировую славу которому принесли его вальсы, яркие, законченные классические произведения.

Детство и юность

Двести лет тому назад танцевальную музыку считали легкомысленным, несерьезным жанром. К композиторам, сочинявшим такую музыку, меломаны относились со снисходительной усмешкой. Однако австрийскому Королю вальса, Иоганну Штраусу-младшему удалось в корне переломить эту ситуацию, он заставил меломанов считаться со своими произведениями.

Он родился в Вене 25 октября 1825 года в семье известного музыканта, Иоганна Штрауса и родители назвали мальчика точно таким же именем. Отец, еврей по национальности и католик по вероисповеданию, был виртуозным скрипачом и композитором, специализировавшимся на сочинении вальсов. Штрауса-старшего не устраивало отношение окружающих к его труду, для своих сыновей он хотел другой, более обеспеченной жизни. Но со временем даже окружающим стало ясно, что родитель просто завидовал своим одаренным сыновьям.

По иронии судьбы, три его сына от первой жены – Иоганн, Йозеф, Эдуард унаследовали от знаменитого родителя его музыкальный талант. Ничем иным, кроме музыки, они не хотели заниматься. Однако отец был непреклонен и очень жесток. Он репетировал дома, дети росли под звуки классической музыки, но отец совершенно не хотел, чтобы они повторили его судьбу.

По мнению главы семейства, Иоганн должен был стать банкиром, Йозеф – офицером. Искусству дирижирования, игре на скрипке будущий Король вальса обучался втайне от строгого родителя. Детям разрешалось играть на фортепиано, петь в церковном хоре – на такое послабление отец согласился под давлением матери. Она полагала, что только в этом случае ее сыновья могут считаться людьми, получившими достойное светское образование.

Первой скрипкой в оркестре сурового отца был Франц Амон, именно этот человек научил Штрауса-младшего виртуозно владеть инструментом. В те времена представители младшего поколения обязаны были беспрекословно подчиняться старшим. И только самые большие бунтари и вольнолюбцы нарушали это правило. Юный Штраус не принадлежал к их числу. По желанию отца он пошел на компромисс, стал студентом Политехнического института. В дальнейшей жизни наличие экономического образования очень помогало ему.

Так, на пике своей популярности Штраус-младший основал несколько оркестров, работавших в Вене. С каждым из этих коллективов он, как дирижер, выступал только с одним произведением. Затем молодой человек отправлялся к другому оркестру, и вновь меломаны слышали одно-единственное произведение. Тем самым юный маэстро удовлетворял желание публики видеть и слышать его работу, одновременно увеличивая свой доход в несколько раз.

Его мать, Анна Штрайм, очень опасалась за карьеру сына. Штраус-старший ревниво отслеживал успехи молодого конкурента, и она боялась, что композитор будет мешать непослушному отпрыску. Отец не был примерным семьянином, к тому моменту он очень редко бывал дома, отдавая все свое время любовнице Эмилии Трамбуш. Когда вконец измученная жена подала на развод, Штраус-старший взбесился. Забыв о собственных грехах и нехристианском поведении, он оставил Анну и сыновей практически без средств к существованию, лишил их всех наследства. В выигрыше оказались дети от Трамбуш, которых к тому моменту было уже семеро.

Разошлись Штраусы и о взглядах на революционные веяния 1840-х годов. Отец поддерживал Габсбургов, сыну импонировали восставшие против этой династии. Он стал автором «Марша восставших», это произведение получила в народе другое название «Венская Марсельеза». Когда взбунтовавшиеся австрийцы потерпели поражение, молодой композитор попал под суд. Ретроградные взгляды Штрауса-старшего тоже не помогли ему, наоборот, сыграли злую шутку, публика постепенно охладела к творчеству немолодого дирижера.

Отец по отношению к сыну был настоящим злым гением. Когда он скончался от скарлатины, карьера молодого музыканта резко пошла вверх. Но сын, не отличавшийся злопамятностью, посвятил своему родителю вальс, стал издавать партитуры музыкальных произведений Штрауса-старшего.

Музыкальная карьера

Талант невозможно утаить от самого себя и окружающих – как не старался отец, у его сына уже к 19 годам был собственный оркестр. Юный дирижер дебютировал в игорном заведении, расположенном вблизи от Вены. Отец сделал все возможное, чтобы его талантливый сын не получил достойной площадки для выступления. Салоны и императорский дворец закрыли двери перед молодым композитором.

Когда отец скончался, его оркестр пожелал работать под руководством Штрауса-младшего. Объединив музыкальные коллективы, дирижер стал гастролировать по всей стране. Его оркестр приглашали во дворец Франца-Иосифа. Оркестр исполнял вальсы, марши, польки молодого Штрауса, произведения его отца.

Выдающийся музыкант не был таким ревнивым к славе, как его отец. Он считал себя обыкновенным, только очень популярным, а Эдуарда и Йосифа – невероятно талантливыми, и не боялся, что они превзойдут его. Штраусы с их блестящими способностями были нарасхват, работы хватало всем троим, обижаться на невостребованность никому из них не приходилось.

Вскоре об этом композиторе и дирижере узнал весь музыкальный мир. Его с восторгом принимали в России, Польше, Германии, Чехии, Румынии. Знатоки утверждали, что этот композитор создает необыкновенные мелодии, которые просто льются из него, как вода из хрустального источника.

Австрийского композитора называют основоположником венских вальсов, особых, мелодичных произведений, построенных из вступления, основы, состоящей из 4-5 построений, заключения. За весь период своей деятельности Штраус-младший написал 168 вальсов, многие из которых стали любимыми произведениями меломанов разных стран.

Прекрасными жемчужинами огромной коллекции вальсов считаются произведения, созданные для придворных балов. Самое длинное из них – вальс «Сказки венского леса», в который композитор включил мотивы народного творчества. Большую популярность заслужили еще два произведения из этого же цикла – «Радуйтесь жизни» и «Голубой Дунай». Последний вальс был впервые исполнен на Парижской выставке, его считают неофициальным гимном страны.

Очень востребованным стал еще один вальс этого композитора. Его название – «Весенние голоса». Это произведение, впервые исполненное на благотворительном концерте в театре «Ан дер Вин», стало атрибутом всех балов и светских раутов. В европейских странах этот вальс давно считают символом новогодних торжеств.

«Весенние голоса»

Благодарные потомки очень бережно отнеслись к наследию великого композитора. В 20 веке на основе его вальсов было создано несколько балетов. Произведения великого композитора музыкальные критики считают настоящими шедеврами, а не простой танцевальной музыкой.

Когда Штраусу было 45 лет, должность придворного музыканта он передал Эдуарду. Сам композитор увлекся сочинением оперетт, балета, комической оперы. Он стал автором пятнадцати оперетт, основоположником этого жанра. Его «Летучую мышь», «Богиню разума», «Цыганского барона» знают все любители классической музыки.

В тот же период композитор отправился в Соединенные Штаты. Он дал четырнадцать концертов, поставил мировой рекорд, поскольку дирижировал огромным оркестром в тысячу музыкантов. Но подобные «подвиги» не пришлись ему по вкусу, впоследствии Штраус наотрез отказывался от таких неудобных, но очень выгодных предложений.

Чтобы попасть в Америку, ему пришлось отказаться от контракта с Царскосельскими железными дорогами, громадного гонорара. Если бы Штраус согласился работать в России, ему бы выплатили 22 тысячи рублей, что по тем временам было просто баснословной суммой.

Личная жизнь

Штраус, неоднократно посещавший Россию с концертами, встретил здесь свою первую любовь, Ольгу Смирнитскую. Однако родители барышни ответили потенциальному жениху отказом, они не хотели отпускать дочь за границу. Музыкант долго не мог смириться с таким решением Смирнитских, писал своей возлюбленной длинные письма.

Девушка вышла замуж за русского офицера, после этого композитор, которому уже не на что было надеяться, женился на оперной диве Халупецкой. Его супруга внешне очень напоминала Ольгу. Несмотря на свою бурную молодость, Генриетта, имевшая семерых незаконнорожденных детей от разных отцов, стала для Штрауса настоящей Музой и верной подругой.

Именно эта женщина подарила композитору блестящую идею, с ее легкой руки он занялся сочинением оперетт. Когда любимая Йетти скончалась, музыкант вступил во второй брак с Анжеликой Дитрих. Он был очень увлечен этой женщиной, едва смог дождаться окончания положенного траура. Но этот скоропалительный брак был непродолжительным, через 5 лет супруги развелись.

Третьей женой Иоганна стала Адель Дойч. Овдовевшая женщина воспитывала дочь, совместных детей у этой пары не было. Чтобы оформить законный брак, музыкант из католиков стал протестантом и гражданином Германии.

Причина смерти

В июне 1899 года музыкант скончался. Он берег себя, не соглашался на концерты, но не смог отказаться от важного выступления, посвященного юбилею оперетты «Летучая мышь».

После концерта композитор простудился, не смог справиться с пневмонией. Его прах покоится на кладбище Вены.

Произведения

Предыдущая
БиографииДина Ильинична Рубина
Следующая
БиографииАврелий Августин Блаженный
Помогли? Поставьте оценку, пожалуйста.
Плохо
0
Хорошо
0
Супер
0
Спринт-Олимпик.ру
Мы в ВК, подпишись на нас!

Подпишись на нашу группу в ВКонтакте, чтобы быть в курсе выхода нового материала...

Вступить
×